Движение с разворотом

В этом уроке:

  • Как происходит разворот на перекрёстке
  • Реализуем разворот

Видео версия урока

В прошлом уроке мы научили машинку поворачивать на перекрёстке. Сегодня мы научимся выполнять разворот. Его можно производить как на самом перекрёстке, так и просто на линии

Стоит отметить, что разворот всегда производится через левую сторону (как и на реальных дорогах города). Не забывайте об этом

Принцип разворота на перекрёстке

Разворот можно условно разделить на четыре фазы:

  1. Распознавание перекрёстка;
  2. Начало разворота. Длится до тех пор, пока хотя бы один датчик фиксирует линию;
  3. Продолжение разворота. Длится до тех пор, пока ни один датчик не фиксирует линию;
  4. Завершение разворота. Хотя бы один датчик зафиксировал линию, можно переходить на обычное П-регулирование.

Программная реализация разворота

Давайте рассмотрим код, реализующий непосредственно разворот.

//    РАЗВОРОТ:
if (bum.getCross(3, 1000)) flg_Turn = true;// Если обнаружен перекрёсток, устанавливаем флаг разворота
if( flg_Turn ){                            // 1 ФАЗА. Если под бампером обнаружен перекрёсток (указываем толщину линии трассы и время на преодоление перекрёстка в мс) ...
                                           //         Под бампером обнаружен перекрёсток:
  flg_Turn = false;                        //         Сбрасываем флаг разворота
  mot_R.setSpeed( min_Speed, MOT_PWM );    //         Устанавливаем скорость правого мотора в %
  mot_L.setSpeed(-min_Speed, MOT_PWM );    //         Устанавливаем скорость левого мотора в %
                                           //         Ждём завершение манёвра:
  while( bum.getLineSum() > 0 ) {;}        // 2 ФАЗА. Ждём выхода линии за пределы бампера. Цикл выполняется, пока под бампером есть линия
  while( bum.getLineSum() == 0 ){;}        // 3 ФАЗА. Ждём появление линии под бампером.    Цикл выполняется, пока под бампером нет  линии
                                           //         Останавливаемся:
  mot_R.setStop();                         //         Останавливаем правое колесо
  mot_L.setStop();                         //         Останавливаем левое колесо
  val_Turn  = 0;                           // 4 ФАЗА. Выбираем движение прямо
  speed = mid_Speed;                       //         Снимаем наложенные ранее ограничения скорости
}

Поскольку условие для разворота может быть любым (перекрёсток, дорожный знак и пр.), мы присваиваем флагу flg_Turn (27 строка) значение true,  при котором выполнится блок кода с разворотом (28 строка).

  • 1 ФАЗА. При фиксации перекрёстка начинаем разворот, установив моторам среднюю скорость и разные направления (31-32 строки)
  • 2 ФАЗА. Далее с помощью цикла while() мы ждём, пока машинка покинет линию. Этот цикл будет выполняться бесконечно, пока будет истинно условие bum.getLineSum() > 0 (34 строка). В уроке о движении по линии мы уже использовали функцию getLineSum(). Она возвращает число датчиков, под которыми есть линия.
  • 3 ФАЗА. Теперь мы ждём, пока машинка вновь въедет на линию (35 строка). Принцип здесь такой же, как и в прошлом шаге.
  • 4 ФАЗА. После того, как линия зафиксирована, можно выключить моторы (37-38 строка) и вернуться в основной код, где реализовано управление с помощью П-регулятора. 

Также мы изменили переменную val_Turn для того, чтобы машинка на перекрёстке не поворачивала (12 строка).

int8_t  val_Turn = 0 ; // Выбранное направление движения на перекрёстке: 0 прямо, -1 влево, +1 вправо

Вставим этот скетч в код, который мы написали на прошлом уроке.

Готовый скетч для разворота на перекрёстке

Для того, чтобы Вы могли свериться со своим скетчем, мы приводим готовый вариант кода. 

#include <Wire.h>                         // Подключаем библиотеку для работы с аппаратной шиной I2C
#include <iarduino_I2C_Motor.h>           // Подключаем библиотеку для работы с мотором  I2C-flash
#include <iarduino_I2C_Bumper.h>          // Подключаем библиотеку для работы с бампером I2C-flash
                                          
iarduino_I2C_Motor mot_R (0x0A);          // Объявляем объект mot_R для правого мотора, указав адрес модуля на шине I2C
iarduino_I2C_Motor mot_L (0x0B);          // Объявляем объект mot_L для правого мотора, указав адрес модуля на шине I2C
iarduino_I2C_Bumper bum (0x0C);           // Объявляем объект bum  для работы с бампером I2C-flash, указав адрес модуля на шине I2C
                                          
const float min_Speed = 30;               // Минимальная  скорость движения в %. Используется при движении по дорогам
const float mid_Speed = 60;               // Средняя      скорость движения в %. Используется при движении по дорогам
float speed = min_Speed;                  // Указываем, что изначально скорость равна минимальной
int8_t  val_Turn      = 0 ;               // Выбранное направление движения на перекрёстке: 0 прямо, -1 влево, +1 вправо
bool    flg_CrossWait = true ;            // Флаг ожидания    перекрёстка (машина "увидела" светофор или знак, сообщающий о наличии перекрёстка)
bool    flg_CrossFind = false;            // Флаг обнаружения перекрёстка (бампер заехал на перекрёсток)
bool    flg_Turn = false;                 // Флаг необходимости разворота                  
     
void setup() {
  mot_R.begin();                          // Инициируем работу с левым  мотором I2C-flash
  mot_L.begin();                          // Инициируем работу с правым мотором I2C-flash
  bum.begin();                            // Инициируем работу с бампером I2C-flash
  mot_R.setDirection(true);               // Указываем правому мотору, что его вращение должно быть прямым (по часовой стрелке при положительных скоростях)
  mot_L.setDirection(false);              // Указываем левому мотору, что его вращение должно быть обратным (против часовой стрелки при положительных скоростях)
}

void loop() { 
//    РАЗВОРОТ:
if (bum.getCross(3, 1000)) flg_Turn = true;// Если обнаружен перекрёсток, устанавливаем флаг разворота
if( flg_Turn ){                            // 1 ФАЗА. Если под бампером обнаружен перекрёсток (указываем толщину линии трассы и время на преодоление перекрёстка в мс) ...
                                           //         Под бампером обнаружен перекрёсток:
  flg_Turn = false;                        //         Сбрасываем флаг разворота
  mot_R.setSpeed( min_Speed, MOT_PWM );    //         Устанавливаем скорость правого мотора в %
  mot_L.setSpeed(-min_Speed, MOT_PWM );    //         Устанавливаем скорость левого мотора в %
                                           //         Ждём завершение манёвра:
  while( bum.getLineSum() > 0 ) {;}        // 2 ФАЗА. Ждём выхода линии за пределы бампера. Цикл выполняется, пока под бампером есть линия
  while( bum.getLineSum() == 0 ){;}        // 3 ФАЗА. Ждём появление линии под бампером.    Цикл выполняется, пока под бампером нет  линии
                                           //         Останавливаемся:
  mot_R.setStop();                         //         Останавливаем правое колесо
  mot_L.setStop();                         //         Останавливаем левое колесо
  val_Turn  = 0;                           // 4 ФАЗА. Выбираем движение прямо
  speed = mid_Speed;                       //         Снимаем наложенные ранее ограничения скорости
}

//   ПРОВЕРКА НАЛИЧИЯ ПЕРЕКРЁСТКОВ:                                       
  if( bum.getCross(3,1000) ){              // Если под бампером обнаружен перекрёсток (указываем толщину линии трассы и время на преодоление перекрёстка в мс) ...                            
    if( flg_CrossWait ){                   // Если ожидается появление перекрёстка ...
      flg_CrossWait = false;               // Сбрасываем    флаг ожидания    перекрёстка
      flg_CrossFind = true;                // Устанавливаем флаг обнаружения перекрёстка
    }                                                               
  }
else{                                      // Если под бампером обычная линия ...          
     if (flg_CrossFind) {                  // Если ранее был обнаружен перекрёсток 
       flg_CrossFind = false;              // Сбрасываем флаг обнаружения перекрёстка
       val_Turn = 0;                       // Выбираем движение прямо
       speed = mid_Speed;                  // Снимаем наложенные ранее ограничения скорости
     }                                                               
  }

if( val_Turn == -1 ){ bum.setTurnSignal(BUM_TURN_LEFT ); }  //  Если поворот будет осуществляться налево, включаем левый поворотник
if( val_Turn == 0 ) { bum.setTurnSignal(BUM_TURN_OFF  ); }  //  Выключаем поворотники, если движемся прямо 
if( val_Turn == 1 ) { bum.setTurnSignal(BUM_TURN_RIGHT); }  //  Если поворот будет осуществляться направо, включаем правый поворотник

//   ОПРЕДЕЛЯЕМ ОШИБКУ ЦЕНТРИРОВАНИЯ ЛИНИИ ПОД БАМПЕРОМ:                   
//   Если ожидается перекрёсток: машина должна ехать по центру линии, немного сместившись в сторону поворота
     float bum_Error;                                                      // Объявляем переменную: ошибка для П-регулятора
     if( flg_CrossWait ){ bum_Error = bum.getErrPID()+val_Turn;   }else    // Получаем ошибку центрирования линии, смещённую на 1 датчик в сторону ожидаемого поворота «val_Turn»
//   Если бампер заехал на перекрёсток:                                    // Машина должна ехать по краю линии, выполняя поворот
     if( flg_CrossFind ){ bum_Error = bum.getSidePID(val_Turn)*3; }else    // Получаем ошибку нахождения на краю линии, со стороны поворота «val_Turn». Умножаем ошибку — это увеличит резкость поворота (актуально для тонких линий трассы)
//   Если не ждём перекрёсток и не находимся на нём:                       // Машина должна ехать по центру линии
                        { bum_Error = bum.getErrPID();            }        // Получаем ошибку центрирования линии
                        
  float kP = 3 + 0.125*(speed-20);        // Коэффициент П-регулятора
  float P = bum_Error * kP;               // Получаем значение от П-регулятора
  mot_R.setSpeed(speed - P, MOT_PWM);     // Устанавливаем скорость правого мотора 
  mot_L.setSpeed(speed + P, MOT_PWM);     // Устанавливаем скорость левого мотора 
}
Поздравляю с изучением данного урока!
Следующий урок:
№25. Конвертируем скорость автомобиля.
приступить к изучению

Продукт в магазине

«ROBORACE» — Образовательный набор на базе Arduino

В магазин

Обсуждение

Гарантии и возврат. Используя сайт, Вы соглашаетесь с условиями.