В этом уроке:
- Подключаем дисплей
- Выводим на дисплей изображение знака
Подготовка к выводу изображения
Мы уже работали с дисплеем 8х8 пикселей и знакомы с основными функциями работы с ним. В этом уроке мы вновь подключим его к нашей машинке и сделаем индикацию распознанного знака.
Не забываем подключить библиотеку и объявить объект дисплея (5 и 10 строки), а также выполнить инициализацию (31 строка).
#include <iarduino_i2c_matrix_8x8.h> // Подключаем библиотеку для работы с LED матрицей 8x8
iarduino_I2C_Matrix_8x8 disp(0x0D); // Объявляем объект disp для работы с LED матрицей 8x8, указывая её адрес на шине I2C
disp.begin(); // Инициируем работу с LED матрицей 8x8
Выполним автоматическое определение кодировки (32 строка), передав в функцию символ русского алфавита.
Мы также добавили две необязательные функции (33, 34 строки) для отображения текста на дисплее с небольшими задержками на первом и последнем символе.
disp.codingDetect("п"); // Автоматическое определение кодировки (если выводим русский язык) disp.setTimeIdleFirst(100); // Указываем бегущей строке задерживаться на первом символе в течении 100 мс (допускаются значения от 0 до 2550 мс) disp.setTimeIdleLast(100); // Указываем бегущей строке задерживаться на последнем символе в течении 100 мс (допускаются значения от 0 до 2550 мс)
Для индикации данного знака будем выводить первую цифру его скорости:
disp.print(ir.sign[2]); // Выводим цифру скорости
И не забываем очистить дисплей после окончания действия знака (в нашем случае — при обнаружении перекрёстка).
disp.clrScr(); // Чистим экран светодиодной матрицы
Принцип вывода изображения других знаков
В случае с данным знаком мы вывели на дисплей цифру. С другими же знаками, например, «Осторожно дети», мы можем вывести текст «Дети» на дисплей, потому что отрисовать данный знак на дисплее не получится — дисплей имеет слишком низкое разрешение, что не позволит различить изображение знака. Текст выводится аналогично цифрам, например:
disp.print("Дети"); // Загружаем текст для бегущей строки
В остальных же случаях мы можем нарисовать условное изображение знака. Рассмотрим на примере знака «Опасные повороты». Для этого создаём массив:
// 1.12.1 «Опасные повороты» // Изображение знака «Опасные повороты» byte Image_1_12_1[8] = { 0b00000000, // 0b00000010, // # 0b00100010, // # # 0b01010010, // # # # 0b01001010, // # # # 0b01000100, // # # 0b01000000, // # 0b00000000 }; //
Для непосредственной отрисовки изображения используем функцию drawImage(). Вызываем её в момент обнаружения знака.
disp.drawImage(Image_1_12_1); // Выводим изображение знака
Изображение на дисплее во время преодоления участка с опасными поворотами будет выглядеть следующим образом:
Готовый скетч урока
#include <Wire.h> // Подключаем библиотеку для работы с аппаратной шиной I2C #include <iarduino_I2C_Motor.h> // Подключаем библиотеку для работы с мотором I2C-flash #include <iarduino_I2C_Bumper.h> // Подключаем библиотеку для работы с бампером I2C-flash #include <iarduino_I2C_IR.h> // Подключаем библиотеку для работы с Trema модулями: ИК-приёмник/передатчик I2C-flash #include <iarduino_I2C_Matrix_8x8.h> // Подключаем библиотеку для работы с LED матрицей 8x8 iarduino_I2C_Motor mot_R (0x0A); // Объявляем объект mot_R для правого мотора, указав адрес модуля на шине I2C iarduino_I2C_Motor mot_L (0x0B); // Объявляем объект mot_L для правого мотора, указав адрес модуля на шине I2C iarduino_I2C_Bumper bum (0x0C); // Объявляем объект bum для работы с бампером I2C-flash, указав адрес модуля на шине I2C iarduino_I2C_Matrix_8x8 disp(0x0D); // Объявляем объект disp для работы с LED матрицей 8x8, указывая её адрес на шине I2C iarduino_I2C_IR ir(0x09); // Объявляем объект ir для работы с функциями и методами библиотеки iarduino_I2C_IR, указывая адрес модуля на шине I2C const float min_Speed = 20; // Минимальная скорость движения в км/ч. Используется при движении вблизи школ, а также на опасных участках дороги const float low_Speed = 40; // Низкая скорость движения в км/ч. Используется при движении по опасным участкам дороги или при соответствующем знаке const float mid_Speed = 60; // Средняя скорость движения в км/ч. Используется при движении по дорогам const float max_Speed = 90; // Максимальная скорость движения в км/ч. Используется при движении по скоростным дорогам float speed = mid_Speed; // Указываем, что изначально скорость равна средней (60 км/ч) int8_t val_Turn = 0; // Выбранное направление движения на перекрёстке: 0 прямо, -1 влево, +1 вправо bool flg_CrossWait = true ; // Флаг ожидания перекрёстка (машина «увидела» светофор или знак, сообщающий о наличии перекрёстка) bool flg_CrossFind = false; // Флаг обнаружения перекрёстка (бампер заехал на перекрёсток) bool flg_Turn = false; // Флаг необходимости разворота void setup() { mot_R.begin(); // Инициируем работу с левым мотором I2C-flash mot_L.begin(); // Инициируем работу с правым мотором I2C-flash bum.begin(); // Инициируем работу с бампером I2C-flash mot_R.setDirection(true); // Указываем правому мотору, что его вращение должно быть прямым (по часовой стрелке при положительных скоростях) mot_L.setDirection(false); // Указываем левому мотору, что его вращение должно быть обратным (против часовой стрелки при положительных скоростях) ir.begin(); // Инициируем работу с ИК-приёмником/передатчиком I2C-flash ir.setProtocol(IR_IARDUINO); // Указываем протокол для приёма/передачи данных по ИК-каналу disp.begin(); // Инициируем работу с LED матрицей 8x8 disp.codingDetect("п"); // Автоматическое определение кодировки (если выводим русский язык) disp.setTimeIdleFirst(100); // Указываем бегущей строке задерживаться на первом символе в течение 100 мс (допускаются значения от 0 до 2550 мс) disp.setTimeIdleLast(100); // Указываем бегущей строке задерживаться на последнем символе в течение 100 мс (допускаются значения от 0 до 2550 мс) } void loop() { // РАЗВОРОТ: //if (bum.getCross(3, 1000)) flg_Turn = true;// Если обнаружен перекрёсток, устанавливаем флаг разворота if( flg_Turn ){ // 1 ФАЗА. Если под бампером обнаружен перекрёсток (указываем толщину линии трассы и время на преодоление перекрёстка в мс) ... // Под бампером обнаружен перекрёсток: flg_Turn = false; // Сбрасываем флаг разворота mot_R.setSpeed( convertSpeed(min_Speed), MOT_PWM ); // Устанавливаем скорость правого мотора в % mot_L.setSpeed(-convertSpeed(min_Speed), MOT_PWM ); // Устанавливаем скорость левого мотора в % // Ждём завершения манёвра: while( bum.getLineSum() > 0 ) {;} // 2 ФАЗА. Ждём выхода линии за пределы бампера. Цикл выполняется, пока под бампером есть линия while( bum.getLineSum() == 0 ){;} // 3 ФАЗА. Ждём появления линии под бампером. Цикл выполняется, пока под бампером нет линии // Останавливаемся: mot_R.setStop(); // Останавливаем правое колесо mot_L.setStop(); // Останавливаем левое колесо val_Turn = 0; // 4 ФАЗА. Выбираем движение прямо speed = mid_Speed; // Снимаем наложенные ранее ограничения скорости } // ПРОВЕРКА НАЛИЧИЯ ПЕРЕКРЁСТКОВ: if( bum.getCross(3,1000) ){ // Если под бампером обнаружен перекрёсток (указываем толщину линии трассы и время на преодоление перекрёстка в мс) ... disp.clrScr(); // Чистим экран светодиодной матрицы if( flg_CrossWait ){ // Если ожидается появление перекрёстка ... flg_CrossWait = false; // Сбрасываем флаг ожидания перекрёстка flg_CrossFind = true; // Устанавливаем флаг обнаружения перекрёстка } } else{ // Если под бампером обычная линия ... if (flg_CrossFind) { // Если ранее был обнаружен перекрёсток flg_CrossFind = false; // Сбрасываем флаг обнаружения перекрёстка val_Turn = 0; // Выбираем движение прямо speed = mid_Speed; // Снимаем наложенные ранее ограничения скорости } } if( val_Turn == -1 ){ bum.setTurnSignal(BUM_TURN_LEFT ); } // Если поворот будет осуществляться налево, включаем левый поворотник if( val_Turn == 0 ) { bum.setTurnSignal(BUM_TURN_OFF ); } // Выключаем поворотники, если машинка движется прямо if( val_Turn == 1 ) { bum.setTurnSignal(BUM_TURN_RIGHT); } // Если поворот будет осуществляться направо, включаем правый поворотник // ПРОВЕРКА НАЛИЧИЯ ПРИНЯТЫХ ИК-ДАННЫХ: if( ir.check(true) ){ // Если принят пакет данных от знака if( !strncmp( ir.sign_str, "3.24", 4) ){ // Обнаружен знак ПДД 3.24 «Ограничение максимальной скорости»: disp.print(ir.sign[2]); // Выводим цифру скорости if( ir.sign[2]< 3 ){ speed = min_Speed; }else // ir.sign[2] < 3 значит, на знаке написано меньше «30» if( ir.sign[2]< 5 ){ speed = low_Speed; }else // ir.sign[2] < 5 значит, на знаке написано меньше «50» if( ir.sign[2]< 7 ){ speed = mid_Speed; }else // ir.sign[2] < 7 значит, на знаке написано меньше «70» if( ir.sign[2]!=0 ){ speed = max_Speed; } // ir.sign[2] != 0 значит на знаке написано «90» } } // ОПРЕДЕЛЯЕМ ОШИБКУ ЦЕНТРИРОВАНИЯ ЛИНИИ ПОД БАМПЕРОМ: // Если ожидается перекрёсток: машина должна ехать по центру линии, немного сместившись в сторону поворота float bum_Error; // Объявляем переменную: ошибка для П-регулятора if( flg_CrossWait ){ bum_Error = bum.getErrPID()+val_Turn; }else // Получаем ошибку центрирования линии, смещённую на 1 датчик в сторону ожидаемого поворота «val_Turn» // Если бампер заехал на перекрёсток: // Машина должна ехать по краю линии, выполняя поворот if( flg_CrossFind ){ bum_Error = bum.getSidePID(val_Turn)*3; }else // Получаем ошибку нахождения на краю линии, со стороны поворота «val_Turn». Умножаем ошибку — это увеличит резкость поворота (актуально для тонких линий трассы) // Если не ждём перекрёсток и не находимся на нём: // Машина должна ехать по центру линии { bum_Error = bum.getErrPID(); } // Получаем ошибку центрирования линии float kP = 3 + 0.125*(convertSpeed(speed)-20); // Коэффициент П-регулятора float P = bum_Error * kP; // Получаем значение от П-регулятора mot_R.setSpeed(convertSpeed(speed) - P, MOT_PWM); // Устанавливаем скорость правого мотора mot_L.setSpeed(convertSpeed(speed) + P, MOT_PWM); // Устанавливаем скорость левого мотора } float convertSpeed(float speedLevel){ // Функция преобразования скорости из км/ч в % ШИМ if (speedLevel == 0) return 0; // Если скорость равна 0, возвращаем 0 else if (speedLevel < 20) return 20; // Если скорость меньше минимальной, устанавливаем минимальное заполнение ШИМ else if (speedLevel > 90) return 60; // Если скорость больше максимальной, устанавливаем максимальное заполнение ШИМ else return map(speedLevel, 20, 90, 20, 60); // Преобразование диапазона остальных скоростей }
Обсуждение